О подготовке к школе с точки зрения нейропсихолога
Практически все родители акцентируют внимание только на интеллектуальной готовности к школе, то есть, на том, что ребенок должен знать. Однако нельзя забывать и о других сторонах развития ребенка, иначе это может привести к дисгармоничному развитию ребенка, к перекосу.
Давайте разберемся, на что же надо обратить внимание.
Психомоторное/ двигательное развитие.
Психомоторное развитие является базовым уровнем для дальнейшего психомоторного развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. В дошкольном возрасте невозможно провести четкую границу между двигательным развитием и развитием когнитивных функций, таких, как мышление, внимание, восприятие, именно поэтому мы называем это психомоторным развитием.
Сейчас многие родители и педагоги делают акцент на развитии мелкой моторики, забывая о крупной моторике, а ведь именно крупная моторика является базовой.
Крупная моторика это фундамент, на который в дальнейшем надстраиваются другие психические функции.
Чем подвижнее и координирование ребенок, тем больше оснований говорить о нормальном психическом развитии. Это не значит, что все дети должны усиленно заниматься спортом, это значит, что чем младше ребенок, тем больше он должен гулять, бегать, играть с мячом, в подвижные игры, танцевать и т.д. В норме к моменту поступления в школу ребенок может повторить любое движение или серию движений. К примеру: может ли ваш 6-7 летний ребенок чеканить мяч двумя руками по очереди? А бросить его вверх, хлопнуть в ладоши и поймать? А сделать то же самое и хлопнуть несколько раз?
Для понятности приведем несколько примеров того, что бывает при перекосе психомоторного развития:
- С ребенком, например, все время занимаются развитием только мелкой моторики, из-за этого очень велика вероятность, что такой ребенок будет писать крупномоторно, т.е. не только кистью руки, а задействует весь плечевой пояс, тратя на это много энергии и, соответственно, быстрее утомляясь.
- Ребенку, не умеющему играть с мячом, т.е. ловить его, чеканить и пр., будет тяжело осваивать такие навыки, как письмо в целом, он будет «терять» строчки при чтении и пр. Ведь в обоих случаях необходима глазодвигательная координация: умение проследить взглядом за предметом, умение рассчитать силу, необходимую для удара или нажима при письме.
Сейчас недостаточность психомоторного развития все чаще проявляет себя. Это связано с тем, что раньше дети больше времени проводили на улице, гуляли большими компаниями, бегали по всем окрестным дворам, играли во множество подвижных игр. Сейчас же дети практически не знают никаких подвижных игр, некоторые не знают даже, что такое «вышибалы» или «резиночка». Что же делать родителям? В первую очередь, припомнить все те игры, в которые мы играли, те выкрутасы, которые мы придумывали для игр с мячом, с резиночкой и пр. И просто почаще выходить на улицу с детьми и вспоминать свое детство.
Если говорить о ребенке, которому через год пора в школу, то стоит обратить внимание, нет ли признаков перекоса психомоторного развития.
Признаки незрелости психомоторного развития или его перекоса:
высокая утомляемость,
двигательная расторможенность,
моторная неловкость (все время спотыкается, все роняет),
рассеянность, тяжело долго удерживать внимание,
ребенок все время путает право-лево, а иногда и верх-низ,
трудности в освоении таких навыков, как чтение и письмо.
Если у ребенка прослеживаются несколько признаков незрелости психомоторного развития или его перекоса, то родителям стоит обратиться к нейропсихологу для диагностики и получения рекомендаций с перечнем игр и упражнений, которые помогут скорректировать проблемы.
психолог Ирина Терентьева
<< УСПЕХ >>
Арсентьева Любовь Николаевна
Звоните по телефону +7 (968) 031-80-42
или воспользуйтесь формой "записаться на прием"
Хочу поблагодарить нейропсихолога Любовь Николаевну , нам было достаточно двух встреч для решения нашей проблемы с дочерью! Проблемы были новой школой, были страхи, тревожность. У нас настолько прояснилось все что происходит с ней и с нами, что мы сразу же поменяли свое отношение и это отразилось на состоянии дочки. Проблемы просто нет! И так быстро! Спасибо Вам!
Мы занимаемся 2 месяца и я вижу как мой сын меняется на глазах. В школе ему было необходимо вставать и ходить на уроке несколько раз. Мы изначально договаривались с учительницей, чтобы она уделяла нашему сыну особое внимание, повторяла ему отдельно информацию, следила затем ,что он хотя бы слушает. Уроки -это отдельная история. Когда я могла сидеть и вместе с ним, он делал, даже отвлечься не могла на свои дела, иначе процесс растягивался до позднего вечера. Я думала ,что занятия его будут нагружать еще сильнее. Но оказалось, что они помогают ему, а мы занимаемся после школы. Он сидит сам и делает! Ну, конечно помогаю еще. В школе он стал реже вставать, сидит слушает. В общем учительница сразу это отметила. Стал увереннее в себе! Будем трудиться и заниматься, так сказать закреплять результаты! Я очень благодарна Любовь Николаевне за помощь! Спасибо! Всем рекомендую вас!
Нашей проблемой была повышенная отвлекаемость и невнимательность на уроках. Мучительные домашние задания длились несколько часов под постоянным контролем, потому что без него мой сын не мог сосредоточиться ни на одном задании. Начали искать советы в интернете. Позвонили по нескольким центрам развития, записались на диагностику в ваш центр нейропсихологии. Рекомендовали заниматься с нейропсихологом. Занимаемся 4-й месяц. Результаты очень радуют. Домашнее задание делает самостоятельно, как гора с плеч. Оценки стали лучше. Кроме того мой сынок стал уверенней в себе, появилась жизнерадостность, наверное потому что чаще стали хвалить. Хотим выразить благодарность нашему нейропсихологу Любовь Николаевне за наши успехи!